МОУ « Хвощеватовская СОШ»

Учитель русского языка и литературы Злобина В. А.

 

Урок   русского языка в 10 классе

Тема урока: Лексикология. Актуализация изученного. Происхождение русской лексики и сферы ее употребления.                                             

 Цели урока:

1. Образовательные.

-Обобщить теоретические основы вопросов раздела Лексикология и фразеология».

-Актуализировать умения, сформированные при их изучении.

2. Практические.

-Применять лингвистические знания при работе с языковым материалом:

§        определять лексическое значение слова, фразеологизма;

§        употреблять слова в соответствии с их значением;

§        видеть синонимию, антонимию, омонимию в ряде слов и фразеологизмов;

§        подбирать заданную группу слов к исходной языковой единице;

§        определять наличие или отсутствие фразеологизмов в отрывках текста;

§        характеризовать изученные языковые единицы и особенности их употребления в речи.

3. Общепредметные.

-Развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация материала.

-Развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовыми материалами.

Форма урока:   

-мультимедийный урок с использование средств современных информационных технологий

Технические средства: интерактивная доска SMARTBoard, ресурсы «КМ-школы» (при отсутствии сетевого контента «КМ-школа» можно заменить самостоятельно сконструированными тренинговыми заданиями), проектор.

Предполагаемые результаты:

-Формирование языковой компетенции:

§        Расширение представлений учащихся о лексической системе языка.

§        Закрепление навыков лексического анализа фрагмента текста.

-Формирование коммуникативной компетенции:

§        Формирование правильной и эффективной речи.

§        Обучение умению понимать чужую речь  и излагать свои мысли в письменной  и устной форме.

                                                         Ход урока.   

«Лексикология. Актуализация изученного. Происхождение русской лексики»

 

1. Вступительное слово учителя. Постановка задач. (2 мин.)

 

 Итак, в 10 классе перед нами стоит задача – повторить и углубить материал, изученный ранее. В процессе изучения отдельных тем мы работаем не только над совершенствованием умений и навыков грамотного письма, но и над развитием творческих способностей и навыков культуры речи, умений видеть особенности характеристики языковых единиц, особенности их употребления.

 Тема сегодняшнего урока продолжает начатый нами учебный модуль «Лексикология и фразеология» и звучит так: «Лексикология. Актуализация изученного. Происхождение русской лексики».

 В связи с темой перед нами стоят следующие цели и задачи:

1. Образовательные.

- Обобщить теоретические основы вопросов раздела Лексикология и фразеология».

- Актуализировать умения, сформированные при их изучении.

2. Практические.

- Применять лингвистические знания при работе с языковым материалом:

§        определять лексическое значение слова, фразеологизма;

§        употреблять слова в соответствии с их значением;

§        видеть синонимию, антонимию, омонимию в ряде слов и фразеологизмов;

§        подбирать заданную группу слов к исходной языковой единице;

§        определять наличие или отсутствие фразеологизмов в отрывках текста;

§        характеризовать изученные языковые единицы и особенности их употребления в речи.

3. Общепредметные.

- Развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация материала.

- Развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовыми материалами.

 Для контроля сегодняшней работы я заранее создала слайд с оценочной ведомостью учащихся класса, куда мы будем заносить ваши индивидуальные результаты, после выполнения тех или иных учебных задач.

 

2. Этап актуализации изученного материала.  ( 12 минут)

 

- Часто говорят: у каждого языка есть своя «картина мира». Своя «картина мира», отражающая ход истории, есть и у русского языка.

- Говоря словами Н.В. гоголя, «постижение законов русского языка есть тяжкая обязанность, но и наслаждение». Действительно, всегда интересно открывать новые, неизведанные страницы. И оной из самых интересных страниц языка  является его лексическая сторона.

- Итак, Лексикология. Что изучает этот раздел науки о языке?

(Лексикология – раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка).

- Каким словом мы именуем весь словарный состав языка?  (Лексика.)

- На предыдущих уроках мы повторили некоторые группы слов русского языка. Дайте их определения.

(Терминологический диктант: синонимы, антонимы, омонимы, омографы, омофоны, омоформы, паронимы. При определении данных понятий, учащиеся самостоятельно записывают в тетрадях примеры, их иллюстрирующие.)

- Оценочная ведомость.

- Для закрепления умения использовать данный лингвистический материал выполним несколько тестовых заданий из материалов ЕГЭ.

(Выполнение тестовых заданий варианта ЕГЭ на доске и в тетрадях)

- Взаимопроверка. Обозначения на доске.

- Тренинговые задачи на выявление лексического значения омонимов.

        (На обычной доске учащийся составляет словосочетания.

На местах учащиеся составляют с данными словами предложения, выявляющие значение слова-омонима.)

-Выборочная проверка. Оценочная ведомость.

- Одним из подразделов лексикологии считают Фразеологию. Что изучает данный раздел лингвистической науки?

(Фразеология изучает фразеологизмы, их признаки лексическое значение, происхождение, употребление в речи).

- Материал этого раздела (понятие фразеологизма, его признаки, происхождение и особенности употребления) также знаком нам из предыдущих уроков. Давайте попробуем дать точную и лаконичную характеристику такому языковому явлению, как фразеологизм . При выполнении данного задания необходимо исходить из известного нам теоретического материала.

-Обсуждение полученных описаний, выбор наиболее оптимального.

- Фразеологизмы, как и слова, являясь единицами языка, служат для передачи мыслей, для отражения явлений действительности. Давайте понаблюдаем, как используются фразеологизмы в речи литературного героя и ответим на вопрос: какую функцию они выполняют в художественном произведении.

Задание: запишите устойчивые сочетания, употребленные героями видеофрагмента. Ответьте на поставленный вопрос

(Просмотр видеофрагмента из к/ф «Двенадцать стульев», работа в малых группах. Обсуждение).

- Обсуждение работы групп. Оценочная ведомость.

- Посмотрим, какие задания из раздела «Фразеология» встречаются  в тестах ЕГЭ.

(Выполнение тестовых заданий в тетрадях. Взаимопроверка и обозначение правильных вариантов на доске)

- Таким образом, мы обобщили изученный материал, потренировались в выполнении заданий.

 

Минутка для здоровья. Гимнастика для глаз и мышц шеи и плечевых суставов.

 

3.  Объяснение нового материала.(15 мин.)

 

- На сегодняшнем уроке мы сосредоточим наше внимание на лексике русского языка с точки зрения ее происхождения и сфер ее употребления.

- Считается, что словарный состав русского языка сформировался из трех направлений: старославянского, исконно русского и путем заимствований. Изучив периоды истории русского языка, мы можем определить взаимосвязь русской лексики со старославянскими и исконно русскими корнями. Поясним эту связь.

(Русский язык, наряду с украинским и белорусским, является детищем древнерусского языка, который в свою очередь является «сыном» общеславянского. Таким образом, русская лексика сохранила в себе черты этих  этапов развития языка)

= Определим характерные черты слов различного происхождения.

(Работа со слайдами, демонстрирующими блоки-схемы изучаемого материала, записи в опорные конспекты.)

-Тренинг: распределите слова на три столбика в зависимости от их происхождения.

( Работа самостоятельно в тетрадях).

- Взаимопроверка с объяснением на интерактивной доске. Оценочная ведомость.

- Групповая работа: анализ фрагмента текста А.С. Пушкина на выявление слов старославянского происхождения. Оценочная ведомость.

 

- Лексика русского языка со стороны сфер ее употребления.

- Основу лексики литературного языка составляют общеупотребительные слова. На их базе происходит дальнейшее совершенствование и обогащение лексики национального русского языка.

- Но в разных местах встречаются слова, которые понятны только жителям той или иной местности. Такие слова называют диалектизмами. В национальном русском языке имеются два основных наречия (диалекта) – северное и южное, в состав которых входят самостоятельные говоры. Особую группу составляют среднерусские говоры, имеющие черты и севернорусского и южнорусского наречий.

(Работа со слайдом блок-схем, запись в опорные конспекты).

- Кроме того, в каждой профессии помимо общеупотребительных, используются слова специальные – профессионализмы.

- Ограниченными по употреблению являются также слова, используемые в речи отдельных социальных групп, например, школьников, студентов. Такие слова являются арготизмами (или жаргонизмами) и, в отличие от диалектизмов и профессионализмов, имеют ярко выраженный эмоционально-экспрессивный характер.

- Таким образом, национальный русский язык включает в себя общенародные, общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления (диалектные слова, профессиональные слова, просторечные  и жаргонизмы).

- Иногда слова ограниченного употребления  можно встретить в произведениях художественной литературы. Как вы думаете, какова цель их использования.

( Для создания речевого колорита, речевой  индивидуальности героев).

- Давайте еще раз обратимся к видеоматериалу для наблюдения за речью героев относительно использования таких слов (диалектизмов, просторечных, жаргонизмов).

Задание: запишите слова, употребленные героями видеофрагмента, относящиеся к лексике ограниченной сферы употребления.

 (Просмотр видеофрагмента из к/ф «Поднятая целина», работа в малых группах. Обсуждение. Оценочная ведомость).

- Словарь языка имеет в своем составе активную лексику, то есть слова, которыми пользуются в данный период времени все говорящие и пассивную лексику, то есть слова, которыми люди либо перестают, либо только начинают пользоваться.

- Пассивная лексика делится на две группы: устаревшие слова и новые слова.

-Деление языка на активную и пассивную лексику оправдано в строго определенное историческое время: каждой эпохе свойственна своя активная и пассивная лексика.

(Работа со слайдами блок-схем, запись в опорные конспекты).

 

4. Этап обобщения и систематизации учебного материала. (7 мин.)

 

- Итак, сегодня на уроке мы вспомнили основные понятия раздела «Лексикология»,  дали краткую характеристику понятию «фразеологизм», понаблюдали за использованием основных языковых единиц данного раздела в речи героев, закрепили умения работать с данными единицами на материалах ЕГЭ, расширили свои представления о происхождении русской лексики и сферах ее употребления, отразили изученный материал в опорных конспектах и закрепили в своих умениях.

 

- Итоговое тестирование на выявление сформированности умений применять лингвистические знания в решении языковых задач.

(Одновременно с работой учащихся происходит проверка учителем выполнения предыдущих тестов и выставление оценок в оценочную ведомость).

 

5. -Домашнее задание.

1)     Заполнить таблицы 7 – 10  примерами на каждый столбик.

 

Лексика по происхождению

Старославянская

Исконно-русская

Заимствованная

 

 

 

 

 

Лексика ограниченного употребления

Диалектизмы

Профессионализмы

Просторечия и жаргонизмы

 

 

 

 

 

 

Пассивная лексика

Историзмы

Архаизмы

Неологизмы

 

 

 

 

 

 

2)    Определить лексическое значение фразеологизмов: как обухом по голове, ходить гоголем, стреляный воробей, играть вторую скрипку, бесструнная балалайка, лить воду на мельницу, выдержать характер, альфа и омега, вавилонское столпотворение, метать петли.

 

6. Рефлексия: итоги работы. (2 мин.)

 

 

 

 

 

 


 

 

 


 

Hosted by uCoz