МОУ «Хвощеватовская СОШ»

ПОЛОЖЕНИЕ

 

О перечне компетентностей учащихся

 

и процедур подтверждения уровня их сформированности

 

 

 

    I            Общие положения

 

 

  1.1. Настоящее Положение разработано в рамках  реализации комплексного плана формирования и реализации современной модели образования на 2009 – 2012 годы и на плановый период до 2020 года, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р,  реализации регионального комплексного  проекта модернизации образования  , а также реализации Национальной президентской образовательной инициативы “Наша новая школа»  регламентирует перечень компетентностей учащихся и процедур подтверждения уровня их сформированности.

      1.2. Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном общества.

 

 II            Цели и основные задачи  определения перечня компетентностей учащихся

 

 

 

2.1. Целью введения понятия образовательных компетенций в нормативную и практическую составляющую образования является возможность решать типичную проблему, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.   Содержательная характеристика личностного развития позволяет заключить, что  учащиеся должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности. Именно эти качества  обусловливают формирование компетентной личности в современном мире.    

 

 2.2. Основной задачей  определения перечня образовательных компетентностей учащихся является регламентация комплексных процедур, в которых для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.

Проектируемое на данной основе образование будет обеспечивать не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.

 

    III            Основные понятия

 

3.1. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

 

3.2. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

 

 

   IV.               Перечень ключевых компетентностей учащихся

 

 

 

4.1 Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

 

4.2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

 

4.3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

 

4.4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

 

4.5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

 

4.6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

 

4.7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

 

 

     V.   Требования и критерии оценки уровня  сформированности ключевых компетентностей учащихся

 

 

 

5.1. Перечень ключевых компетенций представлен в общем виде и нуждается в детализации на уровне образовательных учреждений как по возрастным ступеням обучения и воспитания, так и по учебным предметам и образовательным областям. Разработки компетентностного подхода к воспитанию,  а также образовательных компетентностей по отдельным предметам должны учитывать комплексность представляемого в них содержания образования с точки зрения вклада в формирование общих ключевых компетенций. Следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности.

 

5.2. Актуальные компетентности, представленные в 4 главе, включают в себя такие характеристики, как:

 

·        Готовность к проявлению (актуализации) компетентности (мотивационный аспект)

 

·        Владение знанием содержания компетентности (когнитивный аспект)

 

·        Опыт проявления компетентности в разнообразных ситуациях (поведенческий аспект)

 

·        Отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект)

 

·        Эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компететности

 

5.3. Требования сгруппированы в соответствии с перечнем ключевых компетентностей в пять обозначенных выше разделов. Внутри них заданы уровни сформированности ключевых компетентностей, которые должны соответствовать возрасту учащихся. Для каждого уровня должны быть приведены показатели освоения той или иной компетентности на входе (качественное изменение по сравнению с предыдущим уровнем) и на выходе (увеличение доли самостоятельности учащегося, или усложнение того способа деятельности, владение которым он должен продемонстрировать). Предполагается, что первый уровень осваивается учащимся в начальной школе, второй – в 5-7 классах, третий – в 8-9 классах, четвертый – на старшей ступени.

 

5.5. Требования к уровню сформированности ключевых компетентностей учащихся должны быть конкретизированы в критериях для оценки и задаются к отдельным элементам компетентности - группе сложных интегрированных умений. Критерии предназначены как для бинарной (да \ нет), так и для  операциональной системы оценки

 

5.8. Объектами оценки являются портфолио деятельности учащегося, которое заводится с момента поступления учащегося в школу, а также карта развития компетентностей. На основе данных, заносимых в предложенные документы в конце каждой четверти заполняется сводная таблица развития компетентностей на каждого учащегося:

 

Таблица 1. Сводная таблица развития компетентностей каждого обучающегося.

 

Фамилия, имя обучающегося _________________________________

 

Дата заполнения ____________________________________________

 

 

 

 

 

Критерии оценки:

 

0 баллов – отсутствует

 

1 балл – присутствует в незначительной степени

 

2 балла – присутствует в полном объеме

 

Карты – характеристики развития компетентностей учащегося и параметров, входящих в структуру каждой компетенции, разрабатываются каждым ОУ самостоятельно.

Hosted by uCoz